Когда и почему возникли первые распродажи?

Интересно, а когда и почему возникли первые распродажи? Как появились идеи «черной пятницы» и он-лайн распродаж? Попробуем разобраться и пролить свет на данные вопросы!


Первые распродажи стали проводиться в США и Европе в 18 веке. До этого времени, получить скидку тоже было можно, но подобное соглашение носило исключительно устный характер. Такая услуга распространялась лишь на одного избранного покупателя. Например, размер скидки мог колебаться в зависимости от того, какой стоимости костюм был на покупателе, манеры разговора, да и самого настроения продавца. А в конце 18 века на витринах магазинов Европы и США покупатели стали обнаруживать весьма привлекательные надписи, которые сообщали о скидках. С этих пор скидки стали предоставляться всем желающим.

По легенде, родоначальником распродаж считается Фрэнк Вулворт - младший помощник продавца в мелкой американской лавке.

ФРЭНК ВУЛВОРТ — ПЯТИЦЕНТОВЫЙ КОРОЛЬ


Спусковым крючком стала нелюбовь юного Фрэнка к беседам с покупателями. В то время в обязанности продавца входило не просто развлечь гостя разговором, но и выяснить платежеспособность потенциального клиента. От вердикта продавца напрямую зависело все: вежливое обхождение, качество товара и даже цена. Хорошенько поторговавшись и объяснив продавцу, что у вас нет денег, можно было сбить цену в несколько раз, ну и, к сожалению, также нарваться на грубость.

Фрэнк Вулворт, неразговорчивый паренек из пригорода, не умел не только торговаться, но даже просто вежливо разговаривать, беседа с покупателями оборачивалась для него пыткой, и Фрэнк безоговорочно сбивал цену по первой же просьбе.

Вынужденный торговать в одиночестве во время отъезда главного продавца, юноша пошел на отчаянный шаг, который изменил не только порядки в этом магазине, но и сам подход к торговле. Когда Фрэнк в порыве безнадежности вывалил сезонный товар на прилавок и поставил рядом табличку «Все по 5 центов», он и представления не имел, что только что создал первую зафиксированную в истории распродажу. Успех предприятия превзошел все ожидания!

Скидки в 50, а то и 90% очень привлекали людей. Традиционно самые высокие показатели скидок и продаж в магазинах были зафиксированы в США в рождественские праздники, в частности - сразу после Дня Благодарения. Период Рождества был самым «горячим» периодом у торговцев во все времена. На какие только ухищрения не шли магазины, чтобы привлечь клиентов. В гонке за внимание покупателей в самый первый день после праздника продавцы создавали совершенно безумные предложения: огромные скидки, подарки первым покупателям и выход на прилавки новых уникальных товаров. Первый день в череде рождественского покупательского безумия стали называть «Черной Пятницей», термин родился предположительно в 1966 году и изначально обозначал заторы на дорогах после праздника Благодарения.


Первый понедельник после черной пятницы называется Киберпонедельником, этот термин появился гораздо позже, с появлением интернет-шоппинга. Это день, когда начинаются большие он-лайн распродажи, популярные среди офисных работников, которые делают интернет-покупки с рабочих компьютеров.

Родоначальником тренда он-лайн распродаж считается один из основателей компании Microsoft Пол Аллен, запустивший в 2000 году сайт онлайн продаж Mercata. Сайт реализовывал электронную технику, итоговая цена на которую уменьшалась в соответствии с увеличением количества посетителей, заявивших себя на покупку. Однако уже в 2001 году проект Mercata был свернут, так как он не мог конкурировать с такими гигантами, как «Амазон».

Относительно новое направление распродаж – распродажи с помощью «купонных сайтов». Первым сервисом купонных распродаж стал американский проект Groupon, запущенный в Чикаго в 2008 году. Уже в 2009 году Groupon продал более 4 млн. купонов!

В России сама идея распродажи и скидок существовала еще со времен Киевской Руси, когда купцы и бродячие торговцы распродавали остатки товаров. А что касается крестьянских рынков, то покупать товары, не поторговавшись о цене, считалось верхом неуважения к продавцу!


У современных распродаж ярко выраженная сезонность – основными периодами в году для активных скидок являются январь и август. В январе объектом распродаж становится зимний ассортимент товара, в августе – летний.

Рассказать друзьям