Красная Поляна - описание трасс и возможности фрирайда

Красная Поляна. Описание трасс и особенности местного фрирайда. Впечатление профессионального гида об условиях и возможностях для горнолыжного катания.
Примерно 20 лет назад я был в Красной Поляне. Тогда у меня не было скитура, лыжи ещё не были моей работой, а «Альпика-Сервис» была единственным курортом. После была Олимпиада в 2014 году и практически полная реконструкция долины. «Альпику-Сервис» демонтировали, построили новые курорты и олимпийские объекты.


Женская горнолыжная одежда купить
Мужская горнолыжная одежда купить



Вернулся сюда 3 года назад, но «Альпика» ещё не работала. В этом сезоне её обновлённую версию запустили, я вспоминал, как мы пешком с лыжами на рюкзаках гуляли по гребню до спуска к Чёрной пирамиде, где сейчас построены подъёмники курорта «Горки-город». И в другую сторону, где теперь «Роза-Хутор». Мы тогда расспрашивали всех знакомых про интересные и непроезжаемые места, ехали с биноклем и навигатором по дороге, стараясь рассмотреть снизу линию и выкат на дорогу, потом шагали по гребню до точки старта, катились вниз, стараясь намеченную линию не потерять во всех этих лесах и оврагах.

Сейчас Красная Поляна - это полноценный горнолыжный курорт, красивый и современный. Есть три зоны катания на хребте Аибга: «Горки Город», «Альпика» и «Роза Хутор». И ещё одна на противоположной стороне долины - «Лаура». «Альпика» и «Лаура» - это две части одного курорта Газпром, расположенные по разные стороны долины, объединённые общим скипассом и огромным гондольным подъёмником, который сам по себе - отличная обзорная экскурсия.

Высоты здесь примерно до 2000-2500 метров. Поэтому проблем с акклиматизацией, а тем более с горной болезнью, нет. Брэнд Красной Поляны - мощные снегопады и катание в глубоком снегу. Это то, что стоит попробовать, ожидая снегопада в Поляне или прилетая из Москвы на несколько дней под соответствующий прогноз. Здесь редко бывают сильные метели, поэтому снег часто лёгкий и пушистый, не уплотнённый ветром. Но тёплый климат быстро его портит, снег на солнце становится тёплым и мокрым, оседает и уплотняется. Кроме того, иногда так тепло, что дождь идёт не только внизу, но и на высоте трасс курорта. Впрочем, при правильном подходе, этот скоропортящийся продукт успешно раскатывают до истечения срока годности и ожидают следующей порции.

Сезон катания обычно называют с декабря по апрель. Более надёжно застать снег в достаточном количестве и хорошем состоянии в январе-феврале. Но это моё субъективное мнение, предсказать сезон невозможно. Пропуская суету новогодних праздников, я приехал во второй половине января и отлично попал и в хороший снег, и в солнечную погоду. И это практически без очередей на подъёмнике. Раньше эти простои омрачали отпуск, хоть приезжал я тоже не в высокий сезон. Погода такая, что часто наверху минус и свежий снег, а внизу дождь. Поэтому одевал мембранные куртку и штаны, брал запасные перчатки и горнолыжную маску. В посёлке иногда хочется иметь простой зонтик.

Для того, чтобы попробовать катание в пухляке, не обязательно уходить за ограждения. Небольших но сочных кусков вполне хватает в пределах трасс между их «петлями» и в просеках под подъёмниками. Это удобно тем, что просмотреть линию спуска можно прямо с кресла на подъёме. А просматривать стоит - даже в десятке метров от трассы есть полноценные опасности в виде ловушек рельефа - сбросов (резкие крутые перегибы) и трещин в снегу (разрывы в снежном покрове, наподобие ледниковых трещин, но меньших масштабов), которые плохо видны во время движения.
Если у вас не было опыта катания в глубоком снегу, то не стоит заезжать в самую «гущу событий». Попробуйте снег буквально в паре метров от уплотнённого ратраком полотна. Иначе можно с непривычки потерять баланс, неправильно рассчитать скорость и траекторию на плоских выкатах и потом долго откапываться и выгребать к подъёмнику сквозь этот powder. Ещё одну опасность для такого декоративного фрирайда представляют трассы, как ни странно это звучит. С одной стороны, это опасность травмирования фрирайдера, внезапно выпавшего из леса на жёсткую плоскость трассы. С другой - риск катающихся на трассе быть сбитым тушкой из леса или спровоцированной им лавиной. Поэтому я рекомендую избегать таких ситуаций. Вообще, на мой «туристический» взгляд, этого фрирайда вдоль подъёмника, при разумном подходе, хватало бы многим и надолго. Множество трасс, подъёмников и технологических дорог нарезали просеки на рельефе хребта. Часть трасс закрыта, некоторые из них даже официально названы «зонами фрирайда». Портит эту возможность манера не очень опытных райдеров кататься поперёк склона и боком. В результате - перечёркнутые поля целины и продавленные желоба в лесу. Снег общий, каждый катает его как может, увы.

Отдельно про закрытые трассы. Такие склоны могут быть лавиноопасны в данное время. Кроме того, на закрытой трассе могут быть заледеневшие следы ратрака, отвалы снега и отдельные жёсткие комки. На запрещающих баннерах не пишут, почему именно закрыта трасса. Поэтому к закрытым трассам не стоит относиться как к «полубезопасным», это такой же выезд за аншлаги, со всеми возможными последствиями.

По поводу фрирайда. Он есть, но его как бы нет. Над входом к подъёмнику «Горки Город» крупными буквами написано «ФРИРАЙД». Не граффити, а стационарная и официальная вывеска. Я даже остановился помедитировать на это. Нигде в России не видел этого слова, напечатанного без добавления «ЗАПРЕЩЁН». Здесь простая надпись без пояснений. Фрирайд и не запрещён, и не разрешён. Он просто есть как факт.
Да, я читал про «официально разрешённую трассу для фрирайда». Звучит это, правда, как дзенский коан. Знаю и про риск остаться без скипасса за внетрассовое катание.
На старой «Альпике-Сервис» мы раньше видели такую ситуацию: на последней очереди подъёмника пропускали только туристов без лыж и группы с гидом. Хочешь подняться на верх - либо оставляешь лыжи, либо платишь за гида. Политика курорта для нищего фрирайдера была раздражающая, но предельно понятная. Сейчас вариантов катания стало множество, а ситуация яснее не стала. Например, нигде не видел пояснение, что внетрассовое катание с гидом разрешено. Но возможности для фрирайда в постолимпиадной Поляне выросли в разы.

Не буду давать советов по катанию вне трасс, так как практически везде это пересекается с зонами курортов, а их реальная политика в отношении фрирайдеров для меня осталась неясной.
Я руководствовался следующим:
- Расспрашивал компетентных людей, стараясь получить информацию. Задавать правильные вопросы - это искусство, в этом случае есть отличная возможность попрактиковаться.
- При возможности катался с местными гидами. Их там сейчас максимальная концентрация. Или с опытными товарищами. Если катался один, то рядом с трассой и без суицидных линий. Линии рассматривал с подъёмника, если не было уверенности в проезде - объезжал сомнительные участки по трассе.
- Естественно с лавинным снаряжением. Всё снаряжение можно взять в прокат, даже лавинный рюкзак. Кстати, баллоны-картриджи для айрбэга можно взять в прокат бесплатно прямо под «Альпикой». В залог паспорт, дёрнул ручку - купил баллоны.
- Записал телефоны спасателей. Старался ориентироваться на местности, заодно потестил приложение FatMap.

В верхней части гребня Аибга установлены газексы для принудительного спуска лавин. Их можно слышать по ночам. Они используются для обезопашивания маркированных трасс и склонов непосредственно над ними. То есть не нужно думать, что после использования газексов всю гору отряхнёт от ненадёжно лежащего снега. К внетрассовым спускам они отношения практически не имеют.
Лавинные службы ежедневно дают прогноз лавинной опасности. Он общий, в рамках пятибальной шкалы, без пояснения конкретных проблем или раскладки по экспозициям и высотам. Но иногда можно найти частные пояснения по лавинной обстановке в соцсетях от компетентных людей. В офисах спасателей и бюро гидов таких подробностей тоже не дают. Конечно же я сейчас говорю о ситуации обычного туриста, лично не знакомого с гидами и лавинщиками.

В Красной Поляне как минимум 5 офисов, где можно найти гидов. Все явки и пароли доступны и в интернете, и на местности. В них кипит жизнь, каждый вечер тематические лекции, днём регулярно видел тренировки с лавинным снаряжением, и школы фрирайда. Послушать, спросить и поучаствовать в этом всём стало значительно доступней.
Катание с гидом даёт не только снижение рисков, но и эффективность. Я имею в виду, что в хороший день это позволяет сконцентрироваться на катании и не терять время на выбор спусков и поиски возвращения к подъёмнику. Рельеф в КП очень интересный, но линии спуска полностью от старта не просматривается, часто встречаются ловушки рельефа, заблудиться и найти ненужных приключений легко, а полноценного гайдбука нет. Так что рекомендую покататься с гидами как минимум при первом посещении курорта.



Женская горнолыжная одежда выбрать
Мужская горнолыжная одежда выбрать



Нам будет приятно, если Вы расскажете о нашей статье друзьям.

Рассказать друзьям

Брюки Marmot Motion Pant | Black | Вид 1
Брюки
Marmot
25 490 руб.
10 196 руб.
Куртка женская Marmot Wm's Dropway Jacket | Arctic Navy | Вид 1
Куртка женская
Marmot
49 690 руб.
24 845 руб.
Пуловер женский Marmot Wm's Midweight Meghan 1/2 Zip | Arctic Navy Yucatan | Вид 1
Пуловер женский
Marmot
7 990 руб.
4 794 руб.
Куртка Marmot Castle Peak Jacket | Arctic Navy | Вид 1
Куртка
Marmot
93 890 руб.
46 945 руб.
Брюки женские Marmot Wm's Kate Pant | Black | Вид 4
Брюки женские
Marmot
25 190 руб.
20 152 руб.
Куртка женская Marmot Wm's Variant Jacket | Bright Steel/White | Вид 1
Куртка женская
Marmot
24 590 руб.
12 295 руб.
Перчатки Marmot Ultimate Ski Glove | Black | Вид 1
Перчатки
Marmot
30 490 руб.
Куртка мужская
Marmot
102 690 руб.