Мечта о полете, скорее всего, зародилась вместе с человечеством. Но эволюция не привела к появлению крыльев, а прогресс все-таки дал шанс человеку воспарить в выси. |
Мужскую одежду Marmot купить |
Женскую одежду Marmot купить |
Сейчас воздушный океан бороздят огромные лайнеры, но часть пассажиров даже не смотрит в окошки – воспринимая полёт как необходимый элемент быстрого перемещения из точки А в точку Б в чреве алюминиевой птицы. Другие же, используя ненадёжные с виду тряпочки, преодолевают земное притяжение и созерцают поверхность планеты с высоты птичьего полёта.
Первые планирующие парашюты появились в 50-х годах прошлого века в США, и к 80-м идея приобрела современные формы. Забавно, что первые прототипы были однослойными, и сейчас они вернулись опять – это самые легкие и компактные летательные аппараты для парящих полетов.
Параплан - это мягкое крыло из воздухонепроницаемой ткани и множества строп, к которым прикрепляется подвесная система с пилотом. Подвески бывают разные – от минималистичных, состоящих из нескольких ремешков весом 100 грамм, до комфортных, с обтекателями и подстаканниками.
Верхняя и нижняя поверхности крыла сшиты по задней кромке, а спереди устроены отверстия, через которые крыло наполняется набегающим потоком воздуха. В руках стропы управления, или клеванты, идущие к задней кромке.
Управление простое, как в танке: затягивая клеванту и притормаживая одну из сторон крыла, можно поворачивать, затягивая обе одновременно – снижать скорость перед посадкой. На случай непредвиденных ситуаций есть запасной парашют.
Общий вес снаряжения в среднем составляет 15 кг, но есть и ультралёгкие комплекты весом от 1,5 кг. Используя восходящие потоки воздуха, можно летать часами, преодолевая сотни километров. На параплане можно летать вдвоем, а при необходимости - и втроем. Можно надеть двигатель на плечи, и не зависеть от восходящих потоков воздуха, как Карлсон. Научиться управлению можно за неделю интенсивных занятий, а осваивать все премудрости полёта – всю жизнь.
Я начал летать в 2001 году, и с тех пор стараюсь по крайней мере несколько часов в году проводить в полёте в свободное от научных изысканий время. Хотя самые экзотичные полёты были у меня как раз во время экспедиций. Однажды мы две недели ждали вертолёта на Чукотке, в Билибино. Исследуя окрестные сопки, увидели привязанные на вершине ленточки. Так обычно делают пилоты, чтобы следить за направлением ветра – и точно, оказалось, что здесь есть парапланерный клуб. Так нам удалось полетать в краю вечной мерзлоты, неподалёку от настоящей северной АЭС.
Стартовать удобнее всего со склона, а в равнинной местности самый доступный способ подняться в небо - это лебёдки, позволяющие запускать пилота в небо наподобие воздушного змея. В Подмосковье полёты возможны с расстояния примерно в 100 км от столицы (смотри карту), где заканчиваются зоны влияния аэропортов.
Одно из популярных мест - это деревня Кончинка, где базируется лётная школа «Вектор». В хорошую погоду отсюда можно улететь на 300 км, а обычно удаётся совершать 50-100 километровые вылазки по окрестностям.
Маршрутные полёты - это увлекательная задача по поиску восходящих потоков. Иногда бывают такие условия, что попадаешь выше слоя облаков, и тогда возникает ощущение перемещения в другое измерение, в мир белоснежных гигантов. Правда на ощупь облака обычно мокрые и холодные, а некоторые (грозовые) могут представлять опасность для зазевавшегося пилота.
Для полета вверх необходимы перемещающиеся воздушные массы, а что заставляет воздух двигаться? Разница температур или давления! При нагревании воздух становиться менее плотным и начинает подниматься – формируются восходящие потоки. Чем сильнее прогрев – тем выше можно забраться.
На морском побережье благодаря перепадам температур формируются бризовые ветра. Также воздушные массы перемещаются из области высокого давления в зону низкого – тогда для формирования ветра прогрев не нужен, и если на его пути встречается склон – образуется восходящий динамический поток, в котором можно набирать высоту, так называемые полёты «в динамике».
В Италии, например, подходящие условия есть на обоих побережьях, а также внутри страны, например, в Альпах или Апеннинах. Здесь расположена уютная долина Кастелуччо. Долина имеет концентрическую форму, поэтому есть старты под все направления ветров. В начале лета поля покрываются ковром цветов, а ветра здесь порой такие, что может сдуть и без параплана.
В Крыму отличные условия для полетов были обнаружены еще в начале прошлого века в районе Коктебеля, на горе Клементьева. Здесь проводились испытания первых планеров, и вставали на крыло первые российские пилоты. На Кавказе одно из популярных мест полетов находится в Чегемском ущелье.
Летают и на Дальнем Востоке нашей страны. Если будете в Магадане, то пилоты местного клуба с удовольствием катают в тандеме всех желающих, причем бесплатно. Бриз с Охотского моря обычно стабилен, а периодически наползающие туманы создают мистическую атмосферу.
Для больших полётов нужны большие горы. В Индии полёты происходят на фоне гималайских предгорий, высоты многих вершин достигают 5 тысяч. Основные старты расположены рядом с тибетской колонией Бир. Удачное расположение хребта, протянувшегося с юга на север, позволяет совершать многочасовые полёты в сторону резиденции Далай-ламы в городе Дарамсала. Внизу проплывают лоскутные одеяла сельхозугодий, а на горизонте видны снежные пики.
При подборе одежды для полетов нужно помнить, что при подъеме температура воздуха снижается (примерно на 5-6 градусов каждые 1000 метров), а главное, всегда дует ветер – ведь даже в спокойном воздухе скорость параплана составляет 40-60 км/час. Так что ветрозащитная куртка никогда не помешает, хорошо подходит софтшелл серия М1-М2. Для весенних полетов, когда восходящие потоки позволяют подниматься до высоты три километра, никто не откажется от легкой пуховой куртки или жилетика. Легкие перчатки защищают руки при работе со стропами, а в карман подвески полезно положить теплые рукавицы. Хотя при полетах летом на побережье можно обойтись шортами и рубашкой, главное не забыть надеть шлем:-).
Летать можно на всех континентах: травянистые альпийские склоны, каменистые пустыни Африки, лесистые холмы и поля Македонии, горы и пляжи Турции и многие другие места готовы открыть новые грани отважным пилотам.
Авторы фото Андрей Абрамов, Тома Столбова