«Надейся на лучшее, но готовься к худшему». Старая народная мудрость, которая помогала мне, а иногда даже спасала в самых различных ситуациях. |
Мужские пуховики купить |
Женские пуховики купить |
Когда я собираюсь на семи, восьмитысячники, я готовлю 5-6 верхних слоев одежды и 4-5 нижних.
Верх – это:
- термобелье Мармот,
- теплое термобелье Power Stretch,
- тонкий 100-й флис,
- толстый 200-й флис,
- мембранная пуховка,
- штормовая мембранная куртка.
Низ – это:
- брюки термобелье Marmot,
- теплое термобелье-брюки Power Stretch,
- тонкий 100-й флис,
- мембранные штормовые брюки-самосбросы.
На пяти, шеститысячники беру минус один слой от верха и от низа. На трех, четырехтысячники – еще минус один слой. В зависимости от района, времени года, погоды. Все слои, конечно же, надевают только при выходе на штурм вершины ночью, если температура очень низкая (холоднее -30-35°С).
Этот «пирог», ввиду высокого качества материалов каждой составляющей, отлично защищает, создает свой микроклимат, удерживает тепло, хорошо дышит даже при довольно высокой активности, сохраняет сухость кожи, которая не мерзнет, будучи сухой. Но если между «правильных, дышащих» слоев оказывается хотя бы один слой «неправильный», то вся эта система дает сбой и перестает работать так, как должна. Эффект особенно заметен, когда погода меняется в течение очень короткого времени от холода до настоящей жары. Из-за этого восходители или туристы начинают излишне потеть, водяные пары не выводятся, и влажная кожа начинает быстро мерзнуть.
Об этом написано много статей и сказано много слов гидами, руководителями походов и восхождений. И об этом нужно помнить не только во время путешествий, а задолго до них, чтобы в рюкзаке были нужные вещи на всякий случай. Пуховку, например, я стараюсь брать с собой всегда, даже на трехтысячники. В крайнем случае – пуховый жилет. Он так же хорошо работает, как основной согревающий слой, и занимает в 2 раза меньше места.
Так и получилось на восхождении на канадский пик Гарибальди. Один мой знакомый, Чак, с которым мы покоряли пик Корженевской в 1990 году, побывал на всех пиках-вулканах Северной Америки и Канады (есть такая очень популярная серия восхождений), кроме одного – пика Гарибальди. Этот труднодоступный пик расположен примерно между канадским горнолыжным курортом Вистлер и городом Ванкувер. Чак позвал меня: «сходим вместе!». Но случай взойти не подворачивался 8 лет и, наконец, решили, что пора!
Подходили по жаре. Пришли в базовый лагерь, который расположен на высоте менее 2000 м. Как только солнце ушло за горизонт, температура с +20°С сразу упала до -10°С. Через полчаса -15°С, еще через полчаса было уже -20°С. Я быстро стал натягивать флиски, куртки, но ничего не согревало. Потом вспомнил, что на всякий случай бросил пуховку в рюкзак, хотя ожидалось, что будет жарко, и пуховки можно не брать. Только надел – сразу стало тепло. А вот один из участников восхождения – Джим все время дрожал от холода, натянув на себя все, что у него было. Я отдал ему свою флиску – не помогла. Пришлось отдать ему пуховку погреться, а он все равно дрожит, как банный лист.
Потом я начал разбираться - оказалось, что у него на термобельё надета хлопковая ковбойская рубаха, которая была мокрая и, естественно, сохнуть не собиралась ни под флиской, ни под пуховкой. Она-то и портила весь этот старательно надетый «пирог». Когда Джим снял рубаху и надел флиску, тут же согрелся и перестал дрожать. Вот так – «век живи, век учись». А я лишний раз подумал с теплотой о проверенной мармотовской пуховке.
Выходили рано утром. Было не жарко, около -25°С. Сначала все имеющиеся в наличии слои натянули на себя. Потом снимали по одному слою от привала к привалу и остались в футболках и штанах Marmot Power Stretch. Вышедшее солнце заставило раздеться всех. И получилось прекрасное веселое восхождение.
Перед стартом нас запугивали большим количеством разных зверей, включая толпы медведей. Наверное, из-за холода они ушли куда-то греться, и мы успешно завершили свой замысел. Хотя бывает, что некоторым не так везет. Это очень дикий, сложно доступный район.
В августе здесь много черники, и медведи ею питаются, разбредаясь по всем склонам, не обращая внимания на туристов. Но как было записано в дневниках некоторых восходителей, особо впечатлительные туристы даже возвращались с этого маршрута, не выдерживая окружения из 8-12 медведей на пути.