ОГЛАВЛЕНИЕ: |
Снаряжение для скитура купить |
Яхта «Алтер Эго» стала появляться в научных сводках пару лет назад, один из моих знакомых даже ходил на ней капитаном и рассказывал какая она классная. Так что над предложением исследовать на ее борту норвежские фьорды я раздумывал недолго, тем более что предстояло сниматься в фрирайд медиа-проекте RideThePlanet в качестве пилота.
Лодка базируется в порту Tromso, куда мы добирались на машинах из Москвы. В средней полосе в середине апреля вовсю бушевала весна, ближе к Питеру сменившаяся проливным дождем. А утро в Финляндии встретило искрящимся снегом на полях. Рулили по очереди, дорога заняла чуть больше 30 часов. По пути докупили продукты в финском Oulu.
Тепло пришло за полярный круг в этом году раньше обычного, так что окрестности не радовали свежим снегом, скорее пугали многочисленными мокрыми лавинами.
Оставив машины на рыболовецкой базе Vikran мы отправились дальше на север.
Под вечер нашли уютную бухту на острове Arnoy и пришвартовались к тонкому льду. Такая стоянка удобна, но надо следить что бы лед не растаял.
Ранним утром выдвинулись бодрым ски-туром в сторону берега. Белоснежная вершинка требовала набора 900 м, снег был уже отпущен, с потрясающей борозчатой текстурой.
Сверху открылась величественная панорама острова и соседних фьордов, и наша маленькая яхта вдалеке. Солнечно, дует ветерок. Для красивого старта на параплане гораздо удобнее встречный ветер, или штиль – надо ли говорить что дуло из-за хребта.
Решили с Саней Богдановым стартовать из ветровой тени, отправить операторов на противоположный хребет уже не было возможности. Зато можно садиться на лед прямо у нашего плавающего дома!
После перекуса решили проведать противоположный берег и немного не успели в окошечко закатного света на склонах, ветер опять был неподходящего направления, так что проехали с Саней Ильиным пару кулуаров для себя, без съемок, а крыло осталось в рюкзаке.
Следующий день начался с легкой качки – решили перейди еще севернее в надежде на более низкие температуры. К обеду распогодилось, рыболовы стали разворачивать снасти на солнышке – трески оказалось много.
Утречком следующего дня пошли вверх по звенящему фирну – температуры-то низкие, вот все и замерзло. Выбрали более безопасный путь подъема вдоль гребня и набрали очередные 900 метров. Ветер опять из-за хребта дует, не везет пилотам пока.
Дождались затишка и стартовали, над жестким снегом приятней лететь чем скрестись. Перекусили и решили опять наведаться на противоположный берег фьорда – ветер, однако, стал только сильнее, и дул опять в спину – зато снег совсем отпустило и в кулуарах было по весеннему мягко.
Посмотрев прогноз решили проверить местные леднички. Утро было средней туманности, но пока шли, облачность уплотнилась. Бухточка, куда спускается небольшой ледничок питающийся лавинами с окрестных склонов была живописна, но накрапывающий дождик не способствовал полетам, да и катание было специфическим – набрали для разминки 500 метров к горному озерцу, влажный снег подлипал и лыжи плохо скользили.
Утро не принесло позитивных изменений и решили ознакомиться с рыбацким поселком на острове Skjervoy, а там и остров Kagen неподалеку, с множеством отменных кулуаров. Пополнив в местном супермаркете запасы брусничного варенья и маринованной селедки взобрались на обзорную вершинку – посмотреть куда ветер дует. Прогноз опять хмурился, так что кулуары Kagena толком разглядеть не получилось, пошли исследовать другую сторону острова Arnoy.
Самое время рассказать про быт. Что делают райдеры на переходе? Правильно – поедают все что удалось поймать или вытащить из паюл (это такие емкости для хранения всего необходимого). В небольшой кухне есть все необходимое: газовая плита с духовкой на подвесе позволяет готовить и в качку, морозильник, раковина, посуда. В каютах узкие койки на троих, и кормовая каюта с полутороспальной. Рядом с каютой – гальюн с раковиной, а в одном есть душ (всего гальюнов три). Горячая вода из бойлера, кончается достаточно быстро. Есть опреснитель – так что наша фрирайд-команда бодро расходовала по 600 литров в день, при обычной норме 3 л в день на человека.
Пока суть да дело, дошли опять до острова Arnoy, теперь с противоположной стороны. Прогулялись на лососевую ферму под дождиком, но тучи не рассеялись. Решили идти на старое место и смотреть по ситуации. Ситуация и на утро была мокрой и туманной, что бы не сидеть на яхте решили все же выдвинуться наверх – и о чудо, вершина оказалась выше облачности! На вершине стоит огромная башня, жужжит, что-то передает в окружающее пространство, ски-турщики местные снуют. Скатились вниз по свеженькому снежку, а вечерком устроили прыжковую сессию у дороги.
Вечером приехал на нашей Subaru в гости знакомый с норвежким профессором, специалисты в экономике и теории игр. Профессор бодрый, гоняет на телемарке. На следующий день опять пошли к башне в надежде на вчерашнее чудо, но нет, в этот раз облака не спешили расходиться, еще и колючий ветер добавился. Макс забрался попить чаю в маленький домик за сугробами. И обнаружил в нем подземный ход. Решили проверить куда он ведет – оказалось это вход в башню. Внутри тихо и загадочно, легкое запустение, обнаружился жилой этаж с кухней, конференц-залом и несколькими спальнями…тихо гудят трансформаторы. Спускались в тумане, крылья на этот раз путешествовали в рюкзаках.
На утро назначили отплытие. Но как же не катнуть напоследок…воспользовавшись образовавшейся видимостью рванули с группой энтузиастов в сторону башни в третий раз. Шлось хорошо, так что решили не останавливаться и продолжить путь на следующую вершинку. В итоге это был лучший снег за поездку!
На обратном пути погода успокоилась, выкатила солнышко и достаточно ветра для раскатывания паруса. Шли и облизывались на свежеприпорошеные склоны Лингенских Альп. Настал момент завершения экспедиции, часто команды выбирали северный путь домой, через Кировск, а мы решили проехать через Эстонию.
Страховка на машину действовала еще пару дней, поэтому с удовольствием приняли приглашение профессора посетить его дачу на острове Sommaroy. Островок небольшой, белоснежные песчаные пляжи, идеальный холмик для наблюдения заката – туда-то мы и отправились с парапланами.
Вечерний бриз был слабоват для маленького крыла, но идеален для большого – полеты в динамике на закате у моря, наверное, самое приятное в жизни пилота. На ужин профессор сервировал стейки из кита, припущенную треску, и прочие деликатесы.
И как бы не хотелось остаться в этой модели рая еще и на завтрак, на рассвете мы выдвинулись на заключительное приключение – оставить все же след на ледниках Лингенских Альп и увидеть их с высоты полета спидфлаера.
Действительность, как вы уже поняли, пыталась подкорректировать планы – некоторые хребты щерились снежными флагами, да такими, что сомнений в скорости ветра на верху ни у кого не возникала. Но выбранный хребтик был пока чист, так что мы начали квест по продвижению наверх. Здесь находятся самые высокие вершины, так что перепад на день планировался не меньше тысячи четыреста, да еще и подходы далекие.
Так как от Tromso ехать сюда полтора часа, места оживленные – то группа ски-туристов пройдет, то пара снегоходов резво проследует за перевал. Из-за ветра старт с вершины был небезопасен, так что большую часть ледника проехал, а пролетел над небольшим языком в средней части склона.
Практические советы
В Норвегию стоит съездить поскитурить. Есть спуски на любой вкус и уровень – от пологих широких полей до узких извилистых крутых кулуаров. Кататься с видом на море красиво. Большая часть склонов доступна и на машине, рядом с началом популярных маршрутов обычно есть стоянка. Самый сезон в марте-апреле, хотя на ледниках можно и в июне найти снег. День длинный, ночи почти нет.
Яхта удобна тем что на ней живешь, ловишь рыбу, можно подойти к тем местам куда долго ехать на машине, ну и вообще – морская романтика. Продукты можно и в местных супермаркетах покупать, маринованная селедка, традиционный коричневый сыр и брусничное варенье дешевле чем у нас, алкоголь же разумно привезти с собой. Для первого раза эффективнее взять гида, и не забывать про лавинный минимум – биппер, лопата, щуп, умение всем этим пользоваться. Свободные места на «Альтер Эго» на следующий сезон тоже еще есть.
По снаряжению
По снаряжению. Благодаря близости к морю и теплому Гольфстриму сильных холодов здесь нет, но ветер и высокая влажность тоже не самое приятное сочетание. Я брал с собой термобелье Marmot Harrier ½ Zip, полукомбинезон Discovery, ветровку Ether DriClime, пуховку Quasar и штормовую куртку Trident. По солнышку без ветра на подъеме комфортно в термобелье, если пришли тучки – надеваю ветровку, а если задуло – добавляю пуховку и штормовую куртку.
На вахте комфортнее было стоять в куртке с синтетическим утеплителем – Headwall, а сидеть внутри яхты в толстовке Rincon и флисовых брюках Reactor. Лыжи – проверенные легкие карбоновые BD Convert Carbon c крепами Fritschi Vipec. Палки – BD Z-poles для компактного упаковывания в рюкзак, что бы стропы не цеплялись. Рюкзак брал достаточно объемный – Eiger 42, все необходимое и купол влезает внутрь, и лыжи удобно крепить при подъеме по крутым участкам.