Для Максута Жумаева это было второе восхождение на Эверест. Маршрут пролегал с южной стороны, которая считается труднее и опаснее. Он стал одним из немногих альпинистов, в чьём послужном списке имеются оба маршрута восхождения — по северной и южной сторонам Эвереста.
Он родился 1 января 1977 года в Фёдоровка Теректинского района Западно-Казахстанской области. Впервые увидел горы, когда приехал погостить к родственникам в Алма-Ату, побывал на Алматинском озере в Заилийском Алатау с ночёвкой и заболел горами. Уже будучи студентов подрабатывал в турфирме носильщиком у иностранных туристов. С того времени восхождения стали для него неотъемлемой частью жизни.
Восхождение на Эверест приурочили к 20-летию Астаны, родного и любимого города Максута Жумаева:
«Отправной точкой экспедиции нужно считать нашу столицу, город Астана. Именно здесь при содействии управления культуры и спорта Астаны и лично моего друга Болата Мажагулова, мы решили посвятить восхождение предстоящему 20-ти летнему юбилею Астаны».
Подготовка к экспедиции была неспешной, всё тщательно продумывалось: от маршрута до снаряжения — в горах важна любая мелочь.
«Наш тренер Ерванд Тихонович Ильинский считает, что об экспедиции должны быть 2 новости:
Первая, что выехали и вторая, что вошли на вершину.
Как правило без громких заявлений, обещаний и обязательств. Вы должны понимать, горы не терпят суеты.
Перед отъездом мы встретились с близкими друзьями, посидели в узком семейном кругу, меня проводили на работе и университете».
Официальная часть прошла достаточно скромно:
«Официальная пресс-конференция, краткий анонс и наводящие вопросы. Всё прошло интересно и быстро. От того и представилось, желаемое за действительное. Здесь, и приоритет прямого эфира фб-трансляции с вершины, и единственный казахстанский восходитель на 14х8000+... Но главное вдохновение, это Семья и Друзья, которые не считают мои вершины, для наш Важнее вершины взаимоотношений. Открытые, искренние и надёжные. И слава Богу что у меня есть такие Друзья».
Прощание с родными и перелёт.
«На подлёте открылась величественная панорама на гималайские восьмитысячники. Очертания до боли знакомые. Сразу бросается в глаза дуэт Эверест и Лхотце, над высочайшей вершиной мира растянулся снежный флаг. По сторонам отметил, Макалу (8485м.), Дхаулагири (8167м.), Аннапурна (8091м.), Манаслу (8156м.) все как на ладони. Уххх!!!»
Каждая экспедиция - это как отдельная жизнь, как перерождение.
«В моем понимании, когда человек приходит к Эвересту он должен попрощаться со своей прежней жизнью. Оставить дома проблемы, вопросы, планы и мечты. Всё в голове должно быть только о большой горе. Никакой шелухи, перед тобой невспаханная целина, и ты, и одна лишь соха. И ты начинаешь, и тебе тяжело, и тебе жарко, и руки в мозолях, и день нескончаемый. И это всего лишь начало, начало большого пути, пути к вершине Эверест. Что было, дней прошлых не счесть.
Экспедиция - это маленькая жизнь. Мы прошли трекинг, совершили акклиматизационное восхождение на Айленд пик и, достигнув базового лагеря, начали непосредственно восхождение. Акклиматизационный выход, затем отдых перед решающим восхождением на вершину.
О Боже ... мы думаем это Альпинизм. Самый опасный вид спорта, где на кону не золотая олимпийская медаль, а жизнь ... ЖИЗНЬ человеческая! Которая не имеет цены, она бесценна! Значит ничего не стоит...
Только родные и близкие могут оценить, те кто остался дома, следит за восхождением, зачем-то обновляет каждую секунду стрелку спутникового треккера. Пусть появится следующая отметка сейчас, думают они, пусть продолжается движение этой картинки протектора горного ботинка. Это ведь человек, родной человек, родная кровинушка. Господи, пусть она живёт, передвигается от лагеря к лагерю к вершине. О чем ещё думают наши родные и близкие.
А нам всё равно, мы в своей стихии, шаг за шагом вымеряем время, бережем дыхание от холодного воздуха, считаем пульс, испуганно озираемся вокруг, где сойдёт лавина, куда бежать. Мы просчитываем сколько времени осталось до лагеря, сколько уйдёт сил. Мы надеемся, что ночь будет спокойной, ночь будет во сне. Но как правило, это не работает, ты создаёшь иллюзию сна, искусственно создаёшь ощущение отдыха. Ты поспал ... как поспал, закрытые глаза - это не сон.
Но как же, если отнять время, когда ты собираешь волю в кулак и героически пытаешься вылезти из тёплого спальника, чтобы одеть холодные мыльницы высотных ботинок и выскочить под морозные звёзды и окропить белоснежные просторы вокруг палатки солнечным цветом застоялой мочи. Всё самообман, даже отдых. И это суровая правда большой горы.
Люди приезжают сюда со всех уголков мира, каждый со своими амбициями. А что до этого Большой горе? Да ровным счётом Ничего. Ты умри на ней, уничтожь себя, выжги в своих глазах свои мечты. Но вернись, вернись живым и здоровым. Вернись к своей семье, родным и близким, к друзьям и коллегам. Ко всем тем, кто следит за восхождением, лайкает сообщения, пишет комментарии.
Сансара. Сансара. Сансара. Где мне выпить живой воды озера Манасаровар. Как мне теперь жить после вершины.
Мы все знаем, как достигать своей мечты, но никто не знает и не пишет, как жить после того как достигнешь своей Мечты. Об этом я предупреждал ребят перед восхождением. Старался их подготовить морально, потому как физически уже было уже поздно. И вот сейчас мы третий день в Катманду, да как сказать, по прилёту я ни разу не вышел за внешние стены гостиницы. Мы как в яичный скорлупе, затаились, спрятались под подолом юбки матери. Мы боимся большого мира, шумных улиц, скопления людей. Всё это признаки новой жизни, перерождения человека после большой горы.<...> Я взошел на Эверест...»